Часть первая
После Великой Отечественной войны центр этой
«церкви» оказался в США и Канаде, а остатки УАПЦ на Украине
были незначительным раскольничьим объединением. Вто-
196
рое дыхание для УАПЦ открылось с ослаблением коммунистического
режима. В начале 1989 года в Киеве был создан «Комитет
по возрождению Украинской автокефальной православной
церкви», а летом того же года во Львове появляется первый
приход УАПЦ. Автокефалы сразу же обращаются за поддержкой
к националистически настроенным депутатам и политическим
деятелям.
А после 1991 года идея иметь в «самостийной и незалежной
» Украинской державе столь же «самостийную и незалежную
» церковь посетила и первого президента Кравчука, в прошлом
рьяного коммуниста. Вскоре он приступил к конкретным
действиям. При его поддержке бывший киевский
митрополит Филарет (Денисенко), лишенный сана за целый
ряд нарушений, объявил себя главой новой независимой украинской
православной церкви. Был выдвинут лозунг: «Украине
— украинскую церковь», хотя Патриарх Московский и всея
Руси Алексий Второй еще в октябре 1990 года предоставил самостоятельность
в управлении Украинской православной церкви.
Русская церковь отказалась от прав на собственность и
имущество церкви на Украине. Правопреемницей была объявлена
Украинская православная церковь (Московского патриархата).
Думаю, стоит сказать немного о личности самого украинского
«патриарха». Долгие годы он был одним из влиятельнейших
иерархов Русской православной церкви, занимая пост митрополита
Киевского и всея Украины. В это время националисты
обвиняли его в сотрудничестве с КГБ и называли ставленником
Москвы. Сами же православные упрекали Филарета в авторитаризме.
Когда в 1990 году скончался Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Пимен, местоблюстителем Патриаршего
Престола был избран митрополит Филарет. Он рассчитывал, что
сможет стать патриархом, однако на Поместном Соборе Русской
православной церкви митрополит Филарет не только проиграл
выборы, но и из трех кандидатов набрал меньше всего голосов.
После этого он решает, что если не получилось стать патриархом
в Москве, то он вполне может стать первым на Украине. Тем
более, что внутри церкви его позиции все больше и больше ослабевали.
Весной 1992 года на Архиерейском Соборе в Москве
Филарет был подвергнут осуждению за немонашеский образ
жизни. Он поклялся уйти в отставку, но, вернувшись в Киев,
Филарет объявил пастве, что обвинения в его адрес были выд-
197
винугы лишь за то, что он просил Собор о даровании Украинской
церкви независимости. Поэтому он не собирается исполнять
своего слова. Одев тогу страдальца за национальную идею
и жертвы «имперских притязаний» Московского патриархата.
Филарет пошел на полный разрыв с Московским патриархатом.
Стремительно превратившись в сторонника национальной идеи,
Филарет повсюду, где только мог, рассказывал о своем жертвенном
подвиге во имя создания «национальной церкви».
НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ
Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.
- ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
- ВТОРОЙ ПЕРИОД
- ТРЕТИЙ ПЕРИОД
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Украинская С.С.Р. в 1960 году. – Как она создавалась
- В закючение
Том 2. С начала XIX века до создания УССР.
- Предисловие
- РОССИЙСКАЯ УКРАИНА В 19-М ВЕКЕ ("ВЕЛИКАЯ УКРАИНА")
- ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
- РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
- НЕМЦЫ НА УКРАИНЕ (1 марта — 1 декабря 1918 года)
- ГЕТМАН СКОРОПАДСКИЙ (29 апреля — 13 декабря 1918 г.)
- ДИРЕКТОРИЯ (Киевский период)
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРИИ
- ДИРЕКТОРИЯ БЕЗ СТОЛИЦЫ (ВИННИЦКИЙ ПЕРИОД)
- "ЗИМОВЫЙ ПОХОД" И ПОЛЬСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
- ЗАПАДНАЯ УКРАИНА-РУСЬ
- БУКОВИНА И КАРПАТСКАЯ РУСЬ
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
- МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ 1920 г. — 1939 г. (КРАТКИЙ ОЧЕРК)
- РОССИЙСКАЯ УКРАИНА (Украинская Социалистическая Советская Республика)
- ОКУПИРОВАННЫЕ ЧАСТИ УКРАИНЫ-РУСИ
- Послесловие