header

Часть первая


Легенда о казачьей демократии родилась в девятнадцатом
веке благодаря усилиям русских поэтов и публицистов. Воспитанные
на европейских демократических идеях своего времени,
они хотели видеть в казаках простой народ, ушедший от
панской и царской власти, борцов за свободу. «Прогрессивная»
интеллигенция подхватила и раздула этот миф. Конечно, крестьяне
бежали на Сечь, но не они заправляли там. Идеи освобождения
крестьян из-под панской власти не находили отклика
в сердцах запорожцев, зато возможность пограбить, прикрывшись
крестьянами, никогда не упускалась. Затем же казаки
легко предавали доверившихся им крестьян. Беглые крестьяне
только пополняли ряды войска, но не из них формировалась
запорожская верхушка-старшина, не они были становым хребтом
казачества. Недаром же казаки всегда считали себя отдельным
народом и не признавали себя беглыми мужиками. Сече-
24
вые «лыцари» (рыцари) чурались земледелия и не должны были
связывать себя семейными узами.
Фигура запорожца не тождественна типу коренного малоросса.
Они представляют два разных мира. Один — оседлый,
земледельческий, с культурой, бытом и нравами, восходящими
к Киевской Руси. Второй — гулящий, нетрудовой, ведущий
разбойную жизнь. Казачество порождено не южнорусской
культурой, а враждебной стихией кочевой татарской степи.
Недаром многие исследователи считают, что первыми русскими
казаками были русифицированные крещеные татары. Живущие
исключительно за счет разбоя, не ценящие ни своей, ни
тем более чужой жизни, склонные к дикому разгулу и насилию
— такими предстают эти люди перед историками. Не брезговали
они подчас и угоном своих «православных братьев» в
плен с последующей продажей живого товара на невольничьих
рынках.
Так что отнюдь не все запорожцы предстают в образе благородного
Тараса Бульбы, воспетого Николаем Васильевичем
Гоголем. Кстати, обрати внимание, читатель: гоголевский Тарас
называет себя не украинцем, а русским! Существенная деталь.
Еще одним мифом является миссия защиты православной
веры, приписываемая казакам. «Защитники православия» гетманы
Выговский, Дорошенко и Юрий Хмельницкий без всяких
угрызений совести признавали своим господином турецкого
султана — главу ислама. Да и вообще никогда казаки не
отличались особой политической разборчивостью. Оставаясь
верными своей степной природе добытчиков, они никогда не
приносили реальных, практических выгод в жертву отвлеченным
идеям. Надо было - и входили в союз с татарами, надо —
шли вместе с поляками разорять великорусские земли в Смутное
время 1603—1620 гг., надо — уходили в Турцию из-под власти
Российской империи.
До учреждения поляками в шестнадцатом веке реестрового
казачества термином «казак» определялся особый образ жизни.
«Ходить в казаки» означало удаляться за линию пограничной
стражи, жить там, добывая пропитание охотой, рыбной
ловлей и грабежом.


НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ

Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.

Том 2. С начала XIX века до создания УССР.

Независимая Украина. Крах проекта

 
Hosted by uCoz