header

Часть первая

В
польской эмиграции после этого восстания получает распространение
теория польского «панславизма» и «мессионизма»,
сформулированная поэтом Адамом Мицкевичем и генералом
Людвигом Мерославским.
Русский славист XIX века А. Гильфендинг дал следующую
характеристику особенностей «польского панславизма»: «Во-
первых, русских (великороссов) пришлось исключить из славянского
братства: москали были признаны финнами, татарами,
монголами, смесью каких угодно племен, но только не славянами.
Однако эти москали заняли в славянском мире весьма
84
заметное место, которого отрицать невозможно. Вследствие
того в польской эмиграции создавалась особая историко-мис¬
тическая теория; славянский мир был разделен на две враждующие
противоположности, на мир добра и свободы, представительницей
которого служила Польша, и на мир рабства и зла,
воплощенный в России. Стоило ступить шаг далее, и эта теория
прямо переходила в новую религию... Сущность этой религии
состояла в том, что польский народ есть новый мессия,
посланный для искупления всего рода человеческого, что он,
как мессия, страдал, был распят и погребен, воскреснет и одолеет
дух мрака, воплощенный преимущественно в России, и
принесет с собой всему человечеству царство свободы и блаженства
».
Польское восстание 1830—1831 годов, благополучно и быстро
подавленное русской армией, заставило Петербург обратить
внимание на свою юго-западную окраину.
Автономия Царства Польского, хотя его управление и сохранило
свой польский характер, была ограничена, в делопроизводстве
на Малороссии польский язык был заменен русским,
вместо польских школ введены русские, польский лицей в Кре¬
менце был закрыт, а в Киеве открыли русский университет Святого
Владимира. Однако этим польское господство на Правобережье
не было поколеблено. Конечно, поляков было гораздо
меньше, чем малороссов, однако это было дворянство, державшее
в своих руках власть над огромной массой малороссов-крепостных.
Соответственно и культурные, и политические, и прочие
настроения формировались исключительно поляками. Точно
так же в университете Святого Владимира основная масса
студентов была детьми польских помещиков с Правобережья,
т.е. шляхтичами, а как мы помним, у шляхты были своеобразные
манеры поведения. И хотя экономическое могущество этого
социального слоя было основательно подорвано еще в
XVII веке Хмельнитчиной и последующими казацко-крестьян-
скими восстаниями, несмотря ни на что, шляхетский слой
пользовался в Речи Посполитой максимальными «привилея-
ми» и «вольностями». Шляхта сохраняла монополию на политическую
жизнь в масштабах государства, избирала и свергала
королей по своему усмотрению, свободно меняла место жительства,
имела свои суды, шляхтичи не подлежали телесным наказаниям.
А наиболее удивительными из всех вольностей для
нас, жителей XXI века, является свобода не платить налоги и
85
право на вооруженный мятеж (рокош).


НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ

Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.

Том 2. С начала XIX века до создания УССР.

Независимая Украина. Крах проекта

 
Hosted by uCoz