header

Часть первая

Первыми дорогу
в Москву, на высокие должности, освоило киевское духовенство.
Образованные, начитанные и поднаторевшие в дискуссиях
с католиками и униатами, священники и монахи
высоко ценились и священноночалием, и светской властью. На
личности одного из них остановимся поподробнее.
92
ИДЕОЛОГ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОСТИ
Мальчик Елизар родился 7 июня 1677 года в семье киевского
купца Церейского, рано осиротел и был взят на воспитание
к своему дяде по матери, чью фамилию и взял - Прокопо¬
вич. После учебы в Киево-Могилянской академии он много
путешествовал по Европе, затем в 1702 году Прокопович возвращается
в Киев, где принимает монашеский постриг под
именем Феофана. Полученные в Европе опыт и богословская
эрудиция легко открыли монаху Феофану двери Киево-Могилянской
академии, где он становится преподавателем. Спустя
семь лет Прокопович обратил на себя внимание императора
Петра, после чего император уже никогда не забывал киевского
монаха. С подачи царя Прокопович стал ректором Киево-
Могилянской академии, а затем Псковским епископом. Однако
в Псков он так и не доехал, предпочтя остаться в Петербурге
в качестве ближайшего сподвижника Петра I в его государственных
и церковных преобразованиях. Феофан Прокопович
инициировал новый церковный устав — Духовный регламент.
Это был последний, формальный шаг к упразднению в России
патриархии и окончательному подчинению церкви монаршей
власти. Этому воспротивился еще один выходец из Малороссии
— местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан
Яворский. Так что судьба Русской православной церкви в
начале восемнадцатого века была в руках двух малороссов.
После смерти Яворского оппонентом Прокоповича стал опять
же малоросс архиепископ Великоновгородский и Великолукский
Феодосии Яновский. Уже после смерти Петра Великого
Прокопович стал главой Святейшего Синода, а следовательно,
и наивысшим авторитетом в российской церковной иерархии.
После смерти он был погребен в одном из старейших соборов
Руси — Софии Новгородской.
Феофан Прокопович был одним из идеологов построения
империи и величия царской власти. Он сыграл важную роль в
теоретическом обосновании и практическом осуществлении
церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении
подконтрольного государю Синода. Именно он разработал
Духовный регламент — своего рода объяснение и оправдание
политики государства в отношении церкви. В «Регламенте
» и в трактате «Правда воли монаршей» наш земляк обосновал
священный, абсолютный характер царской власти.
93
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ
Дочь Петра Елизавета, как сказали бы сегодня, была меломанкой,
поэтому лучшие певцы империи находили ее покровительство.
В 1734 году полковник Вишневецкий, отбиравший
исполнителей для создания придворного хора, в каком-то Богом
забытом селе на Киевщине встретил паренька с чудным
голосом — Лешку Разумовского.


НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ

Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.

Том 2. С начала XIX века до создания УССР.

Независимая Украина. Крах проекта

 
Hosted by uCoz