Часть первая
Первыми дорогу
в Москву, на высокие должности, освоило киевское духовенство.
Образованные, начитанные и поднаторевшие в дискуссиях
с католиками и униатами, священники и монахи
высоко ценились и священноночалием, и светской властью. На
личности одного из них остановимся поподробнее.
92
ИДЕОЛОГ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОСТИ
Мальчик Елизар родился 7 июня 1677 года в семье киевского
купца Церейского, рано осиротел и был взят на воспитание
к своему дяде по матери, чью фамилию и взял - Прокопо¬
вич. После учебы в Киево-Могилянской академии он много
путешествовал по Европе, затем в 1702 году Прокопович возвращается
в Киев, где принимает монашеский постриг под
именем Феофана. Полученные в Европе опыт и богословская
эрудиция легко открыли монаху Феофану двери Киево-Могилянской
академии, где он становится преподавателем. Спустя
семь лет Прокопович обратил на себя внимание императора
Петра, после чего император уже никогда не забывал киевского
монаха. С подачи царя Прокопович стал ректором Киево-
Могилянской академии, а затем Псковским епископом. Однако
в Псков он так и не доехал, предпочтя остаться в Петербурге
в качестве ближайшего сподвижника Петра I в его государственных
и церковных преобразованиях. Феофан Прокопович
инициировал новый церковный устав — Духовный регламент.
Это был последний, формальный шаг к упразднению в России
патриархии и окончательному подчинению церкви монаршей
власти. Этому воспротивился еще один выходец из Малороссии
— местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан
Яворский. Так что судьба Русской православной церкви в
начале восемнадцатого века была в руках двух малороссов.
После смерти Яворского оппонентом Прокоповича стал опять
же малоросс архиепископ Великоновгородский и Великолукский
Феодосии Яновский. Уже после смерти Петра Великого
Прокопович стал главой Святейшего Синода, а следовательно,
и наивысшим авторитетом в российской церковной иерархии.
После смерти он был погребен в одном из старейших соборов
Руси — Софии Новгородской.
Феофан Прокопович был одним из идеологов построения
империи и величия царской власти. Он сыграл важную роль в
теоретическом обосновании и практическом осуществлении
церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении
подконтрольного государю Синода. Именно он разработал
Духовный регламент — своего рода объяснение и оправдание
политики государства в отношении церкви. В «Регламенте
» и в трактате «Правда воли монаршей» наш земляк обосновал
священный, абсолютный характер царской власти.
93
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ
Дочь Петра Елизавета, как сказали бы сегодня, была меломанкой,
поэтому лучшие певцы империи находили ее покровительство.
В 1734 году полковник Вишневецкий, отбиравший
исполнителей для создания придворного хора, в каком-то Богом
забытом селе на Киевщине встретил паренька с чудным
голосом — Лешку Разумовского.
НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ
Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.
- ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
- ВТОРОЙ ПЕРИОД
- ТРЕТИЙ ПЕРИОД
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Украинская С.С.Р. в 1960 году. – Как она создавалась
- В закючение
Том 2. С начала XIX века до создания УССР.
- Предисловие
- РОССИЙСКАЯ УКРАИНА В 19-М ВЕКЕ ("ВЕЛИКАЯ УКРАИНА")
- ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
- РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
- НЕМЦЫ НА УКРАИНЕ (1 марта — 1 декабря 1918 года)
- ГЕТМАН СКОРОПАДСКИЙ (29 апреля — 13 декабря 1918 г.)
- ДИРЕКТОРИЯ (Киевский период)
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРИИ
- ДИРЕКТОРИЯ БЕЗ СТОЛИЦЫ (ВИННИЦКИЙ ПЕРИОД)
- "ЗИМОВЫЙ ПОХОД" И ПОЛЬСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
- ЗАПАДНАЯ УКРАИНА-РУСЬ
- БУКОВИНА И КАРПАТСКАЯ РУСЬ
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
- МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ 1920 г. — 1939 г. (КРАТКИЙ ОЧЕРК)
- РОССИЙСКАЯ УКРАИНА (Украинская Социалистическая Советская Республика)
- ОКУПИРОВАННЫЕ ЧАСТИ УКРАИНЫ-РУСИ
- Послесловие