header

ТРЕТИЙ ПЕРИОД

За ослушание же избивали и калечили. Все жалобы, как польским властям, так и митрополиту оставались без результатов. Не удивительно, что в результате этих притеснений, взоры всех православных обращались к Москве, где православие свято чтилось.
Это наростание промосковских настроений народа признает даже Грушевский, основоположник извращения истории Украины-Руси, постоянно твердящий, что великороссы и украинцы всегда были два не только чуждых, но и враждебных один другому народа.
В своей книге "Початки Хмельниччины", разбирая выгоды, которые бы могла получить Польша учреждением патриаршества и даже отдачей в ее юрисдикцию униатов, Грушевский пишет, что это "вызвало бы известное охлаждение православных к Москве" и что это следовало бы сделать, чтобы "уничтожить или хотя бы ослабит их склонность к Москве".
Почему была эта "склонность к Москве", если "москали" были во все времена "чужды и враждебны" к украинцам и обратно, Грушевский не объясняет, ограничиваясь голым признанием факта наличия "склонности".
Действуя "кнутом и пряником", Польское правительство разными подачками и очень щедрыми обещаниями деморализовало казачество, разделив его на реестровых и нереестровых.
Многотысячное нереестровое казачество после "Ординации" оказалось на положении зайцев, за которыми охотились все кому не лень с целью превратить их в крепостных крестьян. Из этих времен сохранилась украинская пословица: "казав пан – кожух дам. – Слово панське тепле".
В этих коротких словах выражены настроония тех, кто не раз и не два, а много раз, поверивши польским обещаниям, ходил их выручат, и в Москву, и в Хотин, охраняли от татар и тypoк, ходили даже воевать со шведами за права польского короля на шведский престол. А в благодарность получили крепостное право.
Но и привилегированное реестровое казачество очутилось в тяжелом положении. Низведенное на роль вспомогательной военно-полицейской силы, под командой польских комиссаров и офицеров, значительная часть реестровых казаков попала на положение ландскнехтов (наемных солдат), которым к тому же не платили обещанного жалованья, заставляли идти против интересов собственного народа; при всяком случае притесняли и унижали их религиозно-национальные чувства и заставляли нести разные натуральные повинности для старшины, которая сплошь состояла из польских шляхтичей.
Пытались казаки жаловаться, но безрезультатно, ибо в споре православного с католиком всегда оказывался прав католик. Сохранилось много документов, жалоб, даже королю, описаний современников, из которых видно что приходилось терпеть реестровым казакам, поверившим польским обещаниям. "Пять лет нам не выплачивают обещанного жалованья" – пишут казаки в петиции королю, "отбирают наши земли, относятся к нам, как к хлопам" (крепостным).
Один из современников в своих мемуарах описывает, до чего дошла изобретательность полковников и другой назначенной из шляхтичей старшины, в выколачивании доходов для себя лично. Предписывается казакам еженедельно доставлять по одной лисице, а кто не доставит – должен дать деньгами 3 злотых.


НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ

Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.

Том 2. С начала XIX века до создания УССР.

Независимая Украина. Крах проекта

 
Hosted by uCoz