header

Часть первая

Татарские казаки также не признавали
над собой власти ни одного государя, но охотно нанимались
на военную службу. Причем как к мусульманским, так
и христианским владыкам. С распадом единого государства
Золотой орды на враждующие ханства огромные степные пространства
от Днепра до Волги стали фактически ничейной землей.
Именно в этот момент на берегах степных рек появляются
первые укрепленные казачьи городки. Они играли роль баз,
откуда казачьи артели отправлялись на рыбную ловлю, охоту
или грабеж, а в случае вражеского нападения казаки могли отсидеться
за их стенами. Центрами казачества стали Днепр, Дон
и Яик (Урал). В сороковых годах шестнадцатого века днепровские
казаки, которых на Руси называли черкасами, на острове
Малая Хортица основали самую известную крепость — Запорожскую
Сечь. Вскоре вокруг Сечи объединились все казаки,
жившие на Днепре, положив основу Войску Запорожскому
Низовому. Основание Запорожской Сечи традиционно приписывается
Дмитрию Байде Вишневецкому, хотя, как недавно
доказал украинский историк Олесь Бузина, никакого отношения
к Сечи этот шляхтич не имел. В это время казаки уже представляли
собой определенную силу, численность которой пополнялась
за счет прихода новых людей из Речи Посполитой,
Валахии и Малороссии. Эти переселенцы существенно изменили
состав казачества, растворив в себе казаков-неславян, и
кого князя и расселенных на южных границах Руси. Главной задачей Черных
клобуков была сторожевая служба на границе степи и. защита русских
поселений от набегов враждебных племен кочевников.
23
уже к шестнадцатому веку казачество представляло собой исключительно
русскоязычное православное образование. Впрочем,
по менталитету и роду занятий казаки существенно отличались
и от русских, и от других оседлых народов.
У наших историков сложились два противоположных взаимоисключающих
взгляда на казачество. Согласно первому,
казачество - это аналог западноевропейских рыцарских орденов,
согласно второму, казаки — выразители чаяний народных
масс, носители демократических ценностей и народовластия.
Однако оба эти взгляда оказываются несостоятельными, если
внимательно изучить историю казаков. В отличие от рыцарских
орденов европейского Средневековья днепровское казачество
возникло не в гармонии с государственной властью. Наоборот,
ряды казаков пополняли люди, для которых не было
места в цивилизованном обществе. За днепровские пороги приходили
не нашедшие себя в мирной жизни селяне, бежали, спасаясь
от суда или долгов шляхтичи и просто искатели легкой
наживы и приключений. Ни малейшего намека на дисциплину,
характерную для рыцарских орденов, на Сечи обнаружить
не удается. Вместо этого все современники отмечали своевольство
и необузданность казаков. Можно ли представить, чтобы
магистра тамплиеров провозглашали и свергали по капризу
массы, зачастую по пьяни, как это было с атаманами казачьих
ватаг? Если и можно сравнить с чем-либо Сечь, то скорее с
пиратскими республиками Карибского моря или татарскими
ордами, а не с рыцарями.


НЕИЗВРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ-РУСИ

Том 1. От предистории Руси до воссоединения с Россией.

Том 2. С начала XIX века до создания УССР.

Независимая Украина. Крах проекта

 
Hosted by uCoz